фото: Как обеспечить качество высшего образования в России: новые вызовы и возможности

Во всех сферах жизнедеятельности современного общества самой динамичной и мобильной выступает сфера высшего образования. И это абсолютно закономерно, поскольку именно она быстрее всего реагирует на социальные изменения, экономические потребности и новые идеологические установки.

При этом главным и достаточно проблемным вопросом является обеспечение должного качества высшего образования в соответствии с насущными запросами современного российского общества. Новые экономические реалии и технические инновации во многом изменили саму направленность высшего образования, зачастую сводя его к быстрому получению узкой прикладной профессии.

Несомненно, что получение любого вида образования в современном мире не самоцель, а потребность в постоянном кадровом обновлении страны и заполнении молодыми специалистами динамично изменяющегося рынка труда и услуг. Но именно здесь никак нельзя впасть в крайность западного прагматизма, в котором будущий специалист рассматривается как придаток рыночного механизма, коему требуются работники узкого профиля, легко заменяемые и выполняющие роль винтика или функции экономического производства.

Образование в России традиционно рассматривалось великими русскими педагогами и мыслителями как творческое призвание личности, как образ жизни и особый тип мировоззрения, в коем познание и интеллект человека неотделимы от гражданственности, воспитанности и интеллигентности.

На этой мировоззренческой и даже философской основе именно в России впервые сформировалась народная педагогика и ее важнейшие принципы – обучения через воспитание, причем начиная с семейного уровня, наставничество посредством личного примера, высокое наукоучение с младых ногтей через постижение азов самобытной национальной культуры, искусства и религии.

«Именно таковую всеобъемлющую народную педагогику творчества, воспитания и личностного самопознания проповедовал ее первый в России основоположник – сын казака-западенца, знаменитый русский педагог, странствующий философ, религиозный мыслитель, поэт и баснописец Григорий Саввич Сковорода.

В основе философского и педагогического учения Сковороды лежит изначальное развитие внутренних нравственных качеств ребенка, лишь после формирования коих всяческое знание может пойти впрок, а не супротив природы и морали. Истинно человеческий разум, в отличие от машины по обработке и суммированию информации, базируется на гуманизме, духовности и нравственности, через которые он потом и преломляет любые виды полученных знаний.

Сходная концепция самобытной народности образования в его единстве с воспитанием, органичный баланс научности и нравственности наличествует в педагогике Константина Дмитриевича Ушинского. Спустя два века его новаторские идеи о воспитании личности творца, деятеля и гражданина не только не утратили своей значимости, но стали лишь еще более актуальными для современной отечественной образовательной парадигмы. А ведь именно в России особенно верны слова о том, что все новое – это нами же в истории позабытое старое. Которое нам забывать явно не стоит…

Потому как именно в России, задолго до новомодного коучинга и имиджмейкерства, сложились исконные устои народной педагогики, творческой дидактики и эвристики, принципы образовательного менторства и передачи культурного опыта, индивидуального наставничества и воспитательного мастерства.

Сегодня российские университеты не должны сужать свои задачи до простой поставки нужного количества работников в конкретные сферы производства, управления, торговли или сервиса. Механическая штамповка специалистов узкого профиля, с прозападной утилитарной мотивацией только на карьеру и меркантилизм, не решит проблемы воспитания гражданина и патриота, но при этом резко сузит кругозор учащихся высшей школы и существенно ограничит для них возможность освоения смежных профессий.

Именно поэтому Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и была обозначена стратегическая задача сохранения и унификации традиционных российских духовно-нравственных ценностей как важнейший фактор укрепления суверенитета России, как залог образования и воспитания нового молодого поколения истинных граждан Отечества», – отметил Александр Агамов, профессор Ставропольского филиала Президентской академии.

Прочтите также:

By Kotart

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

level: 4