фото: В Ставропольском филиале Президентской академии отмечают, что оплата сверхурочной работы должна быть справедливой

Законопроект № 513228-8 О внесении изменения в статью 152 Трудового кодекса Российской Федерации (об уточнении условий оплаты сверхурочной работы) прошел третье чтение в Государственной Думе РФ и направлен на утверждение в Совет Федерации.

Разработчики законопроекта исходили из необходимости конкретизировать порядок оплаты сверхурочной работы, структурировать составляющие части заработной платы, используемые при начислении, чтобы реально обеспечить больший размер оплаты в сравнении с оплатой аналогичной работы, выполняемой в пределах обычной продолжительности рабочего времени.   

Норма ч. 1 ст. 152 ТК РФ содержит правило, согласно которому работа сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа) подлежит оплате, не менее чем в полуторном размере за первые два часа, и не мене чем в двойном размере за последующее время. Точный размер оплаты сверхурочной работы может быть определен либо трудовым договором (коллективным или индивидуальным), либо нормативным актом локального характера, утверждаемым работодателем.

«Проблема в том, что рассчитывается размер такой заработной платы исключительно на основе базового оклада работника, а это, как правило, не более двадцати пяти процентов всей заработной платы. Как следствие, создается парадоксальная ситуация, при которой работник, отработавший сверхурочно, вместо справедливой компенсации в виде повышенной оплаты получает уменьшенную заработную плату, что, конечно, воспринимается как несправедливость и никак не стимулирует к повышению производительности труда, — поясняет эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко.

В июне прошлого года эта правовая коллизия была рассмотрена Конституционным Судом Российской Федерации, в результате чего появилось Постановление № 35-П, признавшее часть первую ст. 152 ТК РФ не соответствующей положениям статей 19 (ч. 1,2), 37 (ч. 3), 75.1 Конституции Российской Федерации. Таким образом, появление законопроекта № 513228-8 обусловлено сложившейся правовой ситуацией и преследует цель изменить соответствующую норму ТК РФ так, чтобы при начислении оплаты за сверхурочную работу работодатель учитывал в ее составе все выплаты, исходя из разнообразия применяемых систем оплаты труда. Такой подход, с должной степенью справедливости, позволит обеспечить именно повышенную оплату за более сложные (с учетом выхода за пределы установленной продолжительности рабочего времени) условия труд и защитить законные права работников.

Законопроект не затрагивает предусмотренное ТК РФ альтернативное право работника на замену повышенной оплаты сверхурочной работы предоставлением дополнительного времени отдыха.

По сути, Закон принят, остались процессуальные процедуры, соблюдение которых позволит завершить его юридическое оформление. Остается только подчеркнуть, что механизм конституционного надзора и нормоконтроля выполняет свою функцию, приводя действующее законодательство в строгое соответствие с положениями Конституции» — констатирует эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко. 

Прочтите также:

By Kotart

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

level: 4